1-й - синий, цвет ночного неба;

2-й - зеленый, темноватый, сине-зеленый, но не бирюзовый;

3-й - красный, яркий, с примесью оранжевого, терракотовый;

4-й - желтый, без лимонного оттенка, как солнышко;

5-й -лиловый, фиолетовый с небольшой примесью бордового;

6-й - коричневый с примесью оранжевого;

7-й - черный;

0-й - серый, без стального оттенка, достаточно светлый, «мышиный».

Каков же механизм воздействия разных цветов на человеческую психику? Опыт показывает, что цветовое вúдение связано в равной степени с восприятием каждого конкретного цвета, как через призму опосредующего субъективного опыта, так и через реакции «старого мозга», то есть диэнцефальной области, которая является «дирижером» сложного «оркестра» автономных систем организма.

Особенно показательно в этом плане переплетение психологических аспектов актуального состояния человека с симпатико-парасимпатическими характеристиками, связанными с функциями гипофиза. Они, как известно, в значительной степени влияют на фон настроения, общую психическую активность, побудительную силу мотивационной сферы, напряженность потребностей. Методика выявляет порог восприимчивости зрительного анализатора испытуемого: этот порог, как показывает опыт, в значительной степени обусловлен преобладанием трофо-тропных (стремление к покою) или эрготропных (стремление к активности) тенденций в рамках вегетативного баланса. В то же время выбор цветового ряда зависит как от набора устойчивых (базисных) личностных характеристик, так и от актуального состояния, обусловленного конкретной ситуацией. Сравнительный анализ данных цветового выбора с результатами различных по стимульному воздействию личностных тестов (Индивидуально-типологический опросник (ИТО), Диагностика межличностных отношений (ДМО), Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ), Метод портретных выборов - МПВ - адаптированный тест восьми влечений Сонди) достоверно показал феноменологический параллелизм результатов по всем методикам, в том числе и по основным направлениям толкования цветовых выборов. Данные тестирования с помощью МЦВ оказались сопоставимыми с основными базовыми индивидуально-личностными свойствами, которые отражаются в показателях всех входящих в комплекс методик. В качестве примера можно привести позитивные связи (r от 0,68 до 0,73 по разным факторам) c показателями индивидуально-типологического опросника ИТО, что подтверждает правомерность обоснования интерпретации данных цветового теста в рамках теории ведущих тенденций (рис. 1).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19



Метод цветовых выборов

Главная страница Гостевая книга Обратная связь e-planet.ru